?

Log in

No account? Create an account

ЖЖ Николая В. Морозова

Вся жизнь - большое путешествие.

Previous Entry Share Next Entry
Окрестности Улан-Удэ.
yazaika
Окрестности Улан-Удэ.

Первый день пребывания в Улан-Удэ планировалось проехать вокруг города. Не все удалось из-за резко меняющейся погоды (снег, солнце, туман, снег...) и сложной акклиматизации (ночной перелёт).
Но кое-что посмотрели. Предлагаю и вам глянуть на несколько фото и несколько слов об Иволгинском дацане и Стоянке Гэсэра на Селенге.
 

Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́» (монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости) — крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма России, духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России (Сангха – аналог Церкви у христиан, хотя более точное толкование Община), памятник истории и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга.  

Иволгинский дацан был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. Иволгинский дацан включает в себя буддийский монастырь, буддийский Университет "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева, Дворец Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова, несколько Храмов, музей памятников буддийского искусства.

Величайшая реликвия дацана - нетленное тело Великого ламы - Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова. Лама Итигэлов ушёл из жизни по собственной воле в 1927 году, медитируя в позе лотоса. Саркофаг с его телом был вскрыт через 75 лет, 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане. Тело ламы Итигэлова осталось в сохранности и оказалось нетленным.

Сейчас в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — сахюсанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.


1. Ламы и послушники живут в монастыре. Судя по внешнему виду жилищ, условия весьма спартанские. Печное отопление, туалет на улице. На территории монастыря огромное количество собак всех мастей, воронов, сорок, воробьев, голубей и других птиц.

2.

3. Наиболее распространенный молитвенный флажок в Бурятии хий-морин ("конь удачи"). У каждого человека свой хий-морин, соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах: тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. Обычно хий-морин вывешивается с наступлением нового года и символизирует состояние судьбы человека на этот год.
Ветер колышет хий-морин и ты молишься. Вокруг дацана множество деревьев с хий-моринами. Также они вывешиваются в святых местах  - Обоо.

4.

5.

6. Соприкосновение времён. То что нам кажется диким, людям посвятившим себя служению кажется нормальным. Они гораздо проще относятся к быту.

7. Покрутил барабаны - почистил карму.

8.


9. На заднем плане СОГЧЕН ДУГАН - главный храм дацана.

10. Молитвенный барабан с мантрой.

11.

12. Драгоценный камень, исполняющий желания. По преданию к нему прикасалась Зелёная Тара.

13.


14. Чойра дуган "Тойсам Щаддублин" («крепость учения Будды»).

Этот храм является первым храмом Иволгинского дацана, возведенным в 1946 году. В ноябре 1948 года Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев привез из Закаменского района Республики Бурятия позолоченный ганжир (шпиль на крыше храма) и хорло (колесо) с двумя  оленями. Их торжественно  установили на новый дуган. После  70-х годов здесь размещалась  библиотека. С 1994 года, после введения в дацане обучения по предмету «Чойра», это здание было преобразовано в аудиторию для занятий по буддийской философии. 


15. Снежок метёт. Слево антенное поле.



16. Стоянка Гэсэра. Место где Гэсэр останавливался на отдых и привязывал своих небесных коней.

Гэсэр - персонаж мифологии монгольских народов, включая бурят (Абай Гэсэр хүбүүн). Прообразом Гэсэра мог послужить Чингисхан. Является сыном верховного бога Хормусты (Хурмасты) родившимся на земле для того, чтобы одолеть чудовищ, появившихся из кусков тела Атай Улана. Короче, богатырь и защитник этой земли. Во всех версиях Гэсэр характеризуется как ловкач: он прибегает к хитрости и колдовству, его поединки, как правило, носят не богатырский, а «шаманский» характер (ловля и уничтожение душ противника).

Столбики – Сэргэ. Сэргэ - коновязь, ритуальные столбы и деревья у бурят.
Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя было разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня. Cимвол дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.



17.

18.

19. Обратите внимание на свастику в орнаменте.

20. Олени у селенгинского моста.  Популярное место "отдыха" горожан. Разломали, исписали, загадили все в радиусе километра. Ну чё, зато свадьбы по "пацански" справили.

21. За Оленями мост через р. Селенга.


Использованы источники:
Википедия про дацан.
Сайт Иволгинского дацана (осторожно приветствует звуком)
Отличная прогулка по дацану.
Интересный пост про Бурятию.
Пост про эпос "ГЭСЭР"
Рерих о Гэсэр хане.

Мой пост про Калмыкию - всякие буддистские штуки там.
 
 

  • 1
Да уж... Олени – печальное зрелище...
А Стоянка Гэсэра отлично смотрится в такую погоду! )

Оленей жалко, да и вообще загадили всё вокруг. А ведь невдалеке бурятское кладбище...

Погодка жутенькая была, угу...

Горожане там не отдыхают, далековато.
Туда только свадебные кортежи гоняют. Бухие гопники...

А свадебные кортежи деревенские?

Да нет, с города. Быстро подъедут, быстро нагадят — и дальше, к следующим достопримечательностям.

ну у нас так везде. но там меня поразила и степень загаженности и наличие рядом культурного памятника... неприятно было. А так красиво конечно.

Издалека – красиво! )
И ещё такой момент есть: у нас тут места поклонения – бурханы – иногда конкретно напоминают помойку. Кроме монеток кладут сигареты, например. Тряпочки вяжут. Покапают водкой — бутылку бросают тут же. Горка мусора, короче...

да видел такое.

достойный репортаж
то щемит сердце, то радуется

спасибо. так и должно быть, верно?

не уверен
я выбираю какую то сторону и предпочитаю не показывать убожество и запустение
если уж вы разглядели и сумели показать величие

То что Вам кажется убожеством, другие воспринимают как норму.

так я и говорю о внутреннем критерии и выборе

ну такая убогая у меня, значит душа. грязь показываю...

что же вы обижаетесь, как будто эти МОИ размышления направлены против вас!
это постоянный выбор и, естественно, своя ответственность. что показывать? вот в Непале дзоты на перекрёстках...или всё же главнее, что Катманду "долина тысячи богов", прокажённые в Индии или рассвет в Варанаси?
в вашем посте и то и то смешано. конечно, это тоже свой выбор. чем то вы руководствовались. но ведь доставая этот хаос вы разделяете его со зрителем, в нём его не было и он добавлен вами в тысячу просмотревших ваш пост.
это такие мои размышления. они субьективны. и я ими с вами делюсь.

не, я не обижаюсь. у меня работа со студентами, я давно ни на кого не обижаюсь :).
спасибо что делитесь, мне это и интересно.

но я показываю свои впечатления, то есть то что увидел. что вижу, о том пою.
ну как-то так. грязь не самоцель.

прямо русская деревня )

ну всетаки в россии

Спасибо, интересный рассказ.

Вам спасибо.

Хоть и весьма шокирован, но не удивляюсь людям. Испортить все легче будет чем сохранить. Спасибо автору за статью, все равно нужно раскрывать подобное.

Спасибо Вам.
Там не всё так плохо, но то что красивое место изгадили - жаль.

Не везет оленямм. В Чите ногу оторвали, в Южно-Сахалинске рога посбивали... Люди у нас очень беспокойные.

Ага, это к психологам...

Да, однозначно, надо в Бурятию)

  • 1